Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

2 мая 2024 г.

Владыка, продолжаются праздники, в том числе и светские, но сегодня я хочу поговорить с Вами на тему, которая, я думаю, волнует многих людей, особенно православных христиан, о страданиях. Идет Страстная седмица, каждый ее день называется великим, и мне бы хотелось уточнить кое-какие моменты.

Да, тема эта действительно очень непростая, глубокая.

Что может считаться страданиями, с точки зрения православного человека? Например, парень поссорился с любимой девушкой, страдает. Кто-то бросил курить, но ему снова хочется вернуться к этой вредной привычке, и он говорит: «Я страдаю». Но когда мы сравниваем эти якобы страдания с каким-то абсолютом со страданиями Христа, то они кажутся просто ничтожными. На Ваш взгляд, страдания, с точки зрения верующего человека, это что?

Ну, если рассмотреть, например, боль, то боль у одного человека и боль у другого не совсем похожи. У кого-то сильнее, у кого-то слабее. Кому-то даже слабый укол иголочкой доставляет боль. Но есть боль, что называют невыносимой, такая вызывает ужасные мучения и страдания. Это испытывают тяжелобольные люди, которые нуждаются в обезболивающих средствах, причем сильнодействующих.

Если говорить о страданиях, то они могут быть как физическими, так и нравственными, внутренними. Причем нравственные, внутренние страдания совсем не являются какими-то ничтожными или малозначительными. Иногда душевные страдания бывают даже сильнее и мучительнее, чем очень сильные физические страдания.

Говоря о страданиях Иисуса Христа, мы имеем в виду то, что Он испытывал после суда у Пилата, когда Его бичевали римские воины или когда Он нес на Голгофу Крест и в конце концов по Своей человеческой природе претерпел мучительную, ужасную смерть на Кресте. Но святые отцы говорят, что не менее сильные страдания начал испытывать Спаситель в Гефсиманском саду еще до того момента, когда эти физические страдания, физическая боль были на Него обрушены.

Что же происходило в Гефсиманском саду? Казалось бы, внешне все еще было нормально. Только что закончилась Тайная Вечеря, Христос в окружении Своих учеников, верных единомышленников пришел на привычное для них место в Гефсиманском саду, где произрастали древние оливковые деревья. Господь опускается на колени и возносит молитву Своему Небесному Отцу.

Откуда же эти внутренние страдания, которые перенес Спаситель во время Гефсиманской молитвы? В Писании говорится, что во время этой молитвы пот Его был как капли крови. Мы знаем, что Сын Божий с легкостью исцелял самые невероятные мучения, страдания, болезни других людей, и вдруг Он воззвал к Господу: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Сам Господь, Который пришел в этот мир ради того, чтобы испить до конца чашу страданий за человека, молится Небесному Отцу, чтобы эта чаша была пронесена мимо Него. С чем же были сопряжены эти нравственные, внутренние страдания, как, в общем-то, и любые страдания?

Любое страдание является следствием греха. Но страдания у человека – это следствие его собственного греха, а также наследие падшей, поврежденной грехом человеческой природы, которую все мы наследуем от первого павшего человека – Адама. Христос не имел личного греха, но Он пришел в этот мир для того, чтобы взять на Себя грехи всего мира.

Нравственные страдания может испытывать отдельно взятый человек за свои собственные грехи, и иногда эти страдания бывают настолько невыносимыми, что человек не находит себе места, а Господь принял на Себя грехи всего мира. Именно в Гефсиманском саду грех всего мира ложится на плечи Человека.

Если человек совершит какой-то аморальный поступок, как же он мучается, как гложет его совесть! И он старается как-то исправить, загладить этот свой поступок. А на Господа были возложены все грехи, все неправды, все беззакония, все преступления, которые были совершены от первого человека Адама и до последнего человека, который появился на свет во времена земной жизни Иисуса Христа. Невозможно представить, какое бремя легло на плечи Сына Божия.

Конечно, ни один человек в мире никогда не мог и не может испытать таких страданий, потому что даже самый отъявленный преступник, убийца несет последствия от тех грехов, которые совершил он сам, но он не испытывает тех внутренних мучений, тех последствий греха, которые являются следствием греха другого человека, пусть и такого же преступника.

Господь же взял на Себя грехи всего мира, поэтому ощущения и последствия греха, которые испытывает человек согрешивший, несопоставимы с Его страданиями. Человек впадает в состояние физических либо нравственных, душевных страданий по мере отпадения от Бога через свой грех. Но мог ли отпасть от Бога Сам Сын Божий?

Мы знаем, что по Своей человеческой природе Господь испытал состояние богооставленности и громким голосом на Кресте воззвал: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Но это состояние богооставленности не является следствием личной греховности Христа Спасителя, которой у Него не было. Эта богооставленность была уготована всему человечеству в совокупности за его оставление Бога, но Господь ради спасения человечества взял эту вину на Себя, о чем еще за пятьсот лет до вольных страданий Христа писал в своих пророческих трудах пророк Исаия.

В 5354-й главах его пророческой Книги, входящей в состав Библии, мы читаем, как Исаия прозревает сквозь века эти грядущие времена пришествия в мир Сына Божия и говорит: нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему… муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его. Но Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни… наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Господь берет на Себя грехи мира, и Он испытал это состояние богооставленности, которое должно было бы испытать все человечество (каждый по отдельности).

Всегда ли грех приводит к страданиям? Конечно, сейчас есть таинство Исповеди, но я слышал такую теорию святых отцов: если человек согрешил, ему мало исповедовать грех, еще нужно его искупить. И вот то, что наши грехи приводят к страданиям, – это аксиома?

Святые отцы вряд ли учили тому, что мы должны искупить грех. Если бы можно было искупить грех, был бы бессмысленным приход в мир Христа Спасителя. Достаточно было бы того, чтобы каждый искупил свой грех и был бы спасен, снова был бы уже у Бога. Но поскольку грех искупить невозможно, а вернее невозможно его исцелить, стало необходимым пришествие в этот мир Христа Спасителя. Поэтому единственный, Кто искупил грехи всего мира, это Господь наш Иисус Христос, и это искупление произошло на Кресте.

Всегда ли страдания являются неизбежным следствием греха? Конечно, это неизбежно, если мы правильно понимаем, что такое грех. Просто некоторые считают, что грех это нарушение каких-то определенных правил, кем-то составленных, сформированных. Например, когда мы в каком-то обществе нарушаем некие правила, то этим мы кому-то доставляем дискомфорт, но сами от этого никоим образом не страдаем.

На самом деле заповеди Божии – это своего рода алгоритмы (или законы), какие-то принципиальные точки, устроения, утверждения этого мира, на которых мир и держится. Существуют законы природы, которые непреложны вне зависимости от того, знаем мы о них или не знаем, живем по этим законам или не живем, соблюдаем их или не соблюдаем. Существует закон всемирного тяготения, и если вдруг человек решил, что этот закон ему нипочем, что он может, минуя лестничную клетку, выйти с 12-го этажа прямо на улицу через окно или с балкона, то он непременно разобьется, и это будет следствием нарушения этого закона.

Есть и нравственные законы этого мира, которые были установлены Господом. Заповеди Божии это некое описание этих законов. Если мы нарушаем эти законы, то мы точно так же наносим вред самим себе. Например, мама запрещает ребенку прикасаться к раскаленной сковородке, которую она поставила на плиту для приготовления пищи. Внешне это может выглядеть как некая узурпация власти матерью, которая хочет, чтобы было именно так. Но когда ребенок прикасается к этой сковородке, он уже понимает, что он не просто обидел маму, сделав обратное тому, о чем она его предупреждала, но и получил ожог как следствие того проступка, того нарушения, которое он осуществил.

Каждый грех, который мы совершаем, оставляет глубокий отпечаток в нашем естестве. Повреждение может быть слабым, как этот ожог ребенка, но может быть и сильным, оно может быть очень болезненным и менее болезненным. Сразу после совершения какого-то греха мы пребываем в состоянии уныния, внутреннего дискомфорта, даже стрессового состояния, испытываем нравственные мучения, угрызения совести.

Мы испытываем и физические страдания, когда через грех начинает повреждаться наше естество, развиваются какие-то болезни. Мы видим, как разрушается среда нашего обитания, потрясаются, как при землетрясении, основы нашей семейной жизни и даже основы государственной и общественной жизни. И поэтому приведение в порядок своей духовной жизни это не просто избегание таких потрясений или сведение их к минимуму, но это и обретение внутреннего духовного мира.

И когда мы говорим о покаянии, речь идет не о том, что какой-то человек должен признаться, что он сделал то-то и то-то, и попросить прощения. Что толку, если человек, получивший ожог, признается в том, что он нарушил запрет? Да, он нарушил запрет, и это для всех очевидно. Да, больше он не будет так делать, но ожог-то у него уже есть.

Покаяние это не просто констатация того факта, что мы что-то натворили, а это некий духовный опыт, некая практика, которая позволяет вернуть человеку его здоровье, когда через покаяние, раскаяние, осознание произошедшего человек берет совершенно другое направление развития своей жизни. Он как бы шел в одном направлении, где болото, пропасть, погибель, но вдруг, поняв, что там пропасть ада, разворачивается и старается идти в противоположном направлении, пытаясь отреставрировать, залечить то, что он получил.

Человек предпринимает усилия, чтобы больше не возвращаться к тем греховным поступкам, которые он совершал, чтобы привести в порядок свои помыслы, чувства. Но одного его желания здесь недостаточно, потому что у него не всегда получается сделать что-то в соответствии с этим желанием.

Иногда к человеку как бы сами по себе приходят греховные и дурные мысли, которые влекут его к совершению каких-то скверных поступков либо возбуждают какие-то нехорошие чувства. Поэтому окончательно привести в порядок нашу душу можно только с помощью Божественной благодати Духа Святого, которую Господь преподает нам в таинствах Святой Церкви, и, в частности, грехи наши врачуются в таинстве Святого Покаяния, на исповеди.

Когда мы приходим на исповедь и исповедуем свои грехи перед Богом в присутствии священника, мы не просто перечисляем, в чем согрешили. Мы приходим к Богу как к Врачу и раскрываем перед Ним болезненные раны своей души. Мы говорим: «Господи, посмотри, как изранена грехом моя душа... Грехи нанесли моей душе раны».

Если наше покаяние искреннее, если мы исповедуем свои грехи с желанием и готовностью больше к ним не возвращаться, то Господь не просто прощает их нам, но исцеляет Своей Божественной благодатью ту рану, которая была нанесена нам этим грехом.

Многие люди, особенно в контексте западного богословия, западной теологии, у которых есть юридическое понимание греха, а следовательно, юридическое понимание последствий греха, считают, что вот они нарушили норму и их за это кто-то наказывает. На самом деле грех сам по себе уже несет наказание, как в случае со сковородкой.

В Священном Писании есть одно место, на котором мы особо не останавливаем своего внимания, а зря. Это место очень хорошо известно всем верующим, и это Песнь Пресвятой Богородицы, которую Она воспела вскоре после Благовещения при встрече с матерью Иоанна Крестителя праведной Елизаветой. Эту часть Евангелия от Луки поют практически на каждом вечернем богослужении во всех православных храмах.

Начинается Песнь Богородицы со слов: величит душа Моя Господа, и далее есть такие слова: расточи гордые мыслию сердца их. То есть Матерь Божия воспевает, что гордецы будут наказаны, но чем? Не тем, что Господь поместит их в ад, подвергнет каким-то неимоверным страданиям, нашествию врагов и прочему, но гордые понесут наказание в своем же грехе гордости. Этот грех уже несет в себе яд, отравляющий их духовную жизнь, и гордые расточаются мыслью их горделивого сердца.

Сребролюбцы, как ржавчиной, расточаются своим сребролюбием, люди, предающиеся блуду, расточаются своими блудными помышлениями, или пожеланиями, или поступками. То есть каждый расточается своим собственным грехом. И здесь дело не в том, что кто-то за это их еще и накажет, и вопрос не в том, получат они наказание либо избавятся от него. Представьте, пациент приходит к врачу и говорит: «Я тут натворил… получил ожоги. Вы уж простите меня». И врач ему отвечает: «Ну ладно, больше так не делай. Будем считать, что ты этого не делал. Я закрываю на это глаза, и ты закрываешь на это глаза. Иди». Именно так выглядит прощение с точки зрения обывателя, когда мы рассчитываем на прощение Бога в таинстве Исповеди.

Но ведь всё не так. Мы как бы просим Бога закрыть глаза на то, что мы наворотили в нашей жизни, сколько нагрешили, просим не наказывать нас за это и считать, что всего этого как будто бы и не было, что мы раскаиваемся в этом. Но ведь от этого душа наша здоровой не станет. Поэтому мы приходим на таинство Исповеди как во врачебницу, в больницу, чтобы Господь исцелил нашу душу Своей Божественной благодатью, которую Он преподает нам в этом таинстве.

– Владыка, настало время перейти ко второй части нашей программы, то есть поговорить на церковную тему. И сегодня мы с Вами  будем говорить о том, что грядет Светлая Пасха, которую просто праздником, наверное, сложно назвать, потому что Пасха есть праздников праздник и торжество из торжеств. Расскажите, как мы должны встретить этот день.

– Такого масштаба праздники встречать непросто. В приветственном слове Иоанна Златоуста на день Святой Пасхи, которое в пасхальную ночь зачитывается во всех православных храмах, звучит призыв прийти и насладиться этой Божественной трапезой и постившимся, и непостившимся, и праведным, и грешным. И грешникам не нужно в этот день плакать о своих грехах, потому что всем воссияло прощение от Гроба Спасителя.

Но ведь одно дело, что прощение воссияло от Гроба Спасителя и лучезарный свет Воскресения Христова озаряет весь мир, а другое дело, насколько человек способен воспринять этот свет Воскресения Христова. Ведь не только любой дар Божий должен щедро преподаваться Богом для каждого из нас в день Пасхи, но и человек должен быть способным вместить этот дар.

И этот день радости несет в себе заряд духовного оптимизма для каждого человека, но все-таки радость Пасхи в полноте может испытать тот, кто тщательно готовился к этому празднику и теперь способен в большей мере принять торжество Святой Пасхи.

Великий пост подходит к концу, наступила Страстная неделя, когда мы воспоминаем крестную смерть Спасителя, Его погребение и Его сошествие во ад. И человек может сделать какой-то последний свой рывок навстречу этому празднику, предпринять  последние приготовительные усилия, которые должны затрагивать не столько его внешние приготовления.

Но, к сожалению, многие считают, что приготовиться к Пасхе – это покрасить яйца, освятить в храме куличи. Все это хорошо, но в первую очередь нам нужно приготовить свою душу к встрече с Господом. И хорошо бы в дни Великого поста исповедоваться и причаститься (может быть, и не один раз), привести в порядок свою духовную жизнь постом, молитвой, более частым, чем в другое время, посещением богослужений, чтением Священного Писания.

И тогда душа наша станет способной принять ту полноту радости, которую дает нам Воскресший Христос Спаситель. Поэтому я желаю, чтобы дни Святой Пасхи стали для нас теми настежь открытыми вратами милосердия Божия, которые введут нас в жизнь, где царствует и торжествует Пасха Христова.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«В храме иногда можно встретить брошюрки под названием ‟Божия аптекаˮ, в которых предлагаются рецепты лечения травами. Выходит, Церковь признает народную медицину?»

Ну, во-первых, Церковь – это не та организация, которая какую-то медицину признает, а какую-то не признает. Но есть экстрасенсы, колдуны, которые лечат какими-то заговорами. Церковь считает это греховным и совершенно недопустимым.

Что же касается медицины, то Церковь медицину никогда не отвергала. В подобного рода брошюрах излагаются вполне полезные для здоровья рецепты. Понятно, что любой человек и без этой книжечки знает, что, например, зверобой полезен для нашего желудочно-кишечного тракта, а корень валерианы используется для успокоения нервной системы и крепкого сна. Есть много трав, о которых мы знаем, для чего они нужны, иногда их рекомендуют и врачи, и они продаются без рецептов во всех аптеках.

В принципе, подобного рода книги полезны, но если у человека серьезные проблемы со здоровьем, а он будет прикладывать подорожник, то это может для него закончиться очень печально. Поэтому здесь вопрос не в том, одобряет Церковь какую-то медицину или не одобряет, а в том, что Церковь однозначно не одобряет самолечение. Если человек не медик, не специалист, то в любом случае ему нужно обратиться к врачу. В подобных же книгах, насколько я знаю, описываются полезные свойства определенных растений.

– Те же настойки, которые используются для полоскания горла или еще для чего-то. Как говорят в народе, на всякую немощь вырастает своя трава.

«Владыка, считает ли Церковь природу живым и разумным организмом? Если Христу повиновались стихии, а во время Его распятия происходили различные знамения солнечное затмение, землетрясение и прочее, то, выходит, сама природа реагировала на страдания Спасителя. Да и фраза, что на Пасху солнце пляшет, тоже заставляет задуматься о том, что это не просто светило, а что-то одушевленное».

– Да, на самом деле существуют разумные существа, которым Господь дал разум, но, конечно, вершиной Его творения является человек, что совершает осмысленные поступки. Весь Богом сотворенный мир и философы, и древние святые отцы называли космосом. А космос – это порядок, красота, устроенность.

Господь сотворил мир как единый часовой механизм или как единую систему, где все взаимосвязано друг с другом. Но если в каком-то сложном механизме выходит из строя одна маленькая деталька, то этот механизм дает сбой. А если повреждение более существенное, то он может вообще сломаться и больше не служить тем целям, ради которых существует.

Так и мир Божий. И если этот мир повреждается в каком-то одном месте, то начинает страдать весь организм. Когда же в этом мире воцаряется гармония, основанная на следовании Божественной воле, то мир ликует. И, наоборот, когда в этом мире много греха, мир страдает.

Иногда люди спрашивают: «А почему страдают невинные люди? Недавно был теракт в том же «Крокусе», террористы совершили тяжкий грех, но ведь пострадали в том числе и совсем случайные люди». Так вот, здесь все дело в том, что повреждается весь мир в целом, и природа реагирует так не потому, что она разумная, ведь это делается не на рассудочном уровне, но потому, что это часть мироздания Божия. Есть некие духовные процессы, которые влияют не на отдельно взятого человека, а на все мироздание в целом.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать