***
1. Сборник «Чудо чудесем» вышел в свет в издательстве Киево-Печерская Успенская Лавра и посвящен Божественной литургии и Евхаристии. В предисловии книги издатели пишут: «Что есть чудо, и почему мир так ищет и ждет чудес? Чудо – это посещение неземного, не привычного мира, способное преобразить и расцветить серые будни и даровать надежду преображения, лицезрение счастья. Но в жажде чудес кроется опасность подвоха, и так часты случаи увлечения ложью. Мечта, удаляясь от истины, побуждает человека искать прекрасное на стороне, а не видеть сокровище под рукой. Сам Господь есть Истина и чудо для падшего и бренного мира.
2. Воплотившись, Он очудотворил всю землю милостию и Спасением, а нам оставил общение Святого Духа Утешителя, Свою Церковь с ее Великими Таинствами. В Таинствах и является эта великая чудотворная небесная сила благодати. Главное чудо, чудо из чудес, совершающееся ежедневно на земле, — Чудо святой Евхаристии, — Божественная литургия, за которой хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Причащаясь Их, бренный и грешный человек обретает чудо истинного общения с Богом, которое и есть всеми искомое счастье. Нужно лишь с верою и сокрушением приступить и воспользоваться великим, небесным, чудесным даром. В свое время чудесами пришедшего Спасителя порождалась вера, ныне же вера необходима для приобщения к Чуду.
3. О вершине богослужения и Таинстве Таинств говорится в этой книге. Открывают её «Мысли о литургии верных» выдающегося духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова). Это духовный опыт и размышления многолетнего совершителя Литургии, который отмечал в своих беседах, что «вот уже 19 веков на земле приносится бескровная жертва», … и «не было ни одного дня, в который не совершалась бы Божественная литургия. И не прекратится она, пока существует мир». Разъясняя порядок совершения служб суточного круга - вечерни, утрени и Божественной Литургии - архипастырь делится своими чувствами, переживаемыми за богослужением. Он исследует восприятие его человеком, описывает «жизнь души»: покаяние вечерни, подвиг и слава утрени и любовь-общение с Богом на литургии, которая, по выражению Владыки, «есть вершина и средоточие всего христианства, полнота и завершение всех прочих богослужений», «суточная Пасха».
4. «Прежде всего, - пишет преосвященный автор, - я остановлюсь на том самом основном моменте, который составляет центр ее, и вообще, центр всего православного богослужения. Я разумею так называемый Евхаристический канон. Я вскрою основной лишь смысл Евхаристии, как он открылся мне, и притом недавно - по милости Божией». При этом владыка отметил, что многие мысли, изложенные в его труде, есть плод его «размышлений и чувств и потому, естественно, носят характер и неполноты, и субъективности». Но многолетний богослужебный опыт митрополита Вениамина, его благоговейное отношение к Тайнам вечери Господней, несомненный литературный талант и освященный архиерейским саном дар учительства — то, что, по словам издателей, придает «Мыслям о литургии верных» особенную ценность.
5. Еще одна жемчужина православной богословской мысли, скрытая под обложкой этой книги, - это «Изъяснение Божественной литургии» святого праведного Николая Кавасилы. Он был одной из крупнейших фигур христианского мира в 14 веке - замечательный представитель византийской традиции исихазма, выдающийся православный богослов и литургист. Самое значимое сочинение святого Николая посвящено церковным Таинствам, потому как, по его мнению, «именно Таинства составляют жизнь во Христе». Через них, «как бы посредством оконцев, в мрачный сей мир проникает Солнце правды и умерщвляет жизнь, сообразную с миром, и восстановляет жизнь премирную…», - так пишет он в своем богословском труде.
6. В «Изъяснении Божественной литургии» комментарии к различным частям священнодействия Святых Таин соединяются с раскрытием догматического учения о Евхаристии. Евхаристия, по учению богослова, - это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб. Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием. После Евхаристии, говорит автор, - никакие другие службы духовно невозможны. Добавление молитв после Евхаристии есть свидетельство литургического упадка. В контексте толкования Литургии Кавасила пользуется образом сердца, применяя его к Христу как своего рода «сердцу Церкви». Говоря о святости Церкви, автор отмечает: причащаясь Святым Дарам, Церковь становится святою; но, с другой стороны, лишь достойные, то есть святые, могут причащаться таинств. Тем самым Кавасила хочет сказать, что святость не достигается, что она есть благодать и дар Божий. Лишь смертный грех автоматически исключает человека из Тела Христова.
7. Следующий раздел сборника содержит фрагменты из бесед святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея и Первое послание к Коринфянам, касающиеся приобщения Святых Таин. По словам святителя Иоанна, - Божественная литургия есть великий, чудный дар. Ангелы Божии, если только можно так выразить на нашем человеческом языке, завидуют людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело и Кровь Бога Нашего. Поэтому святитель отмечает некоторые условия достойного причащения и опасностей приобщения недостойного. Далее в сборнике представлен очерк из истории литургии, который основан на руководстве по литургике, составленном архимандритом (впоследствии — епископом) Гавриилом (Голосовым), напоминает о некоторых обстоятельствах установления таинства Евхаристии, а также рассказывает о совершении литургии в первые века христианства и формировании нынешнего чинопоследования богослужения.
***
Кроме всего вышесказанного, книга «Чудо чудесем» содержит документ «Об участии верных в Евхаристии», который утвержден Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 2-3 февраля 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. В нем затронуты такие аспекты, как: практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви, требования подготовки ко святому причащению, связь причащения и покаяния, подготовка детей ко святому причащению и др. В качестве приложения для читателей, еще недостаточно хорошо знакомых с церковной терминологией, в книгу включен словарь некоторых церковно-богослужебных терминов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!